Очередное реальное пополнение в киевском телеэфире произошло в 1998 году, когда в дециметровом диапазоне появился очередной новый канал, который так и назывался – «Новый». Впрочем, обо всём по порядку…
Первую лицензию на право вещания на 50 телечастоте получила в середине 90-х телекомпания «NCU». Ей было выделено 12 часов эфира на канале, однако тогда компания так и не начала вещание. С течением времени оставшиеся 12 часов на канале были пролицензированы на телекомпанию СТБ, которая и начала там вещание в 1997 году в соответствии с лицензией. Однако первый «хозяин» 50 канала никуда не делся, и в феврале 1998 года киевские СМИ сообщили телезрителям о том, что на 50 канале появится ещё один вещатель, который также имеет зарезервированное эфирное время. При этом получил он его даже раньше, чем канал СТБ, и этот вещатель будет выходить в эфир под логотипом «Новый канал», именно под такое название бывшая компания «NCU» и переоформила документы.
► Показать
Днём начала вещания «Нового канала» на 50 частоте стало 25 февраля 1998 года. Именно в этот день канал появился на экранах киевских телезрителей с логотипом в виде буквы «Н» в кружочке. Впрочем, «Новый канал» нисколько не потеснил из эфира СТБ, так как вещал в нерейтинговое дневное время – с 10:00 до 16:00 по будням и с 12:00 до 17:00 по выходным. СТБ же тогда транслировал свои программы по будням с 07:00 до 10:00 и с 16:00 до 01:00, а по выходным с 08:00 до 12:00 и с 17:00 до 01:00.
Эфир «Нового канала» в то время состоял из художественных и документальных фильмов – как зарубежных, так и снятых на постсоветском пространстве. Помимо фильмопоказа в программе присутствовала видеомузыка, выходившая в рубрике «Новая музыка на Новом канале», а также развлекательная рубрика «Отдохни от занятий». Отметим, что трансляция программ «Нового канала» осуществлялась в стандарте PAL, в то время как остальные киевские каналы, в том числе и вещавший на 50 частоте СТБ, тогда работали в стандарте SECAM. Таким образом, «Новый канал» стал первым киевским эфирным телеканалом, вышедшим в системе PAL.
Выбор эфирного времени компанией казался странным. Ведь с 10:00 до 16:00 её программы могли смотреть разве что пенсионеры и домохозяйки. Впрочем, набор программ и их подача в эфире говорил лишь об одном: идёт тестовое вещание, и очень скоро эфирное время на 50 телечастоте будет перераспределено «по образу и подобию» 7, 25 и 30 телеканалов, где «соседи по эфиру» чередовались в этом самом эфире в прайм-тайме и других отрезках вещания.
Однако со временем выяснилось, что «Новый канал» не настроен на «войну в эфире» и не собирается перераспределять время на 50 частоте. Компания настроилась на получение новой эфирной частоты – для самостоятельного полноценного вещания. Именно поэтому «Новый канал» так долго и не начинал полноценного вещания: шли месяцы, а в эфире по-прежнему присутствовали лишь фильмы и видеомузыка.
Ожидание длилось до лета, пока, наконец, не увенчалось успехом: Нацсовет по телерадиовещанию выделил «Новому каналу» для вещания в Киеве 52 частоту и 15 июля 1998 года в 08:30 «Новый канал» начал своё официальное вещание в киевском эфире, а на 50 телечастоте теперь уже безраздельно царствовал СТБ.
К слову, после перехода «Нового канала» с 50 на 52 телеканал компания перешла от стандарта вещания PAL к более привычному – SECAM. Немного изменилась и цветовая гамма логотипа, но графически он остался прежним – буква «Н» в кружочке.
novyi-programma-1998-osenПараллельно с началом полноценного эфирного вещания «Новый канал» официально «вошёл» в основные кабельные сети Киева. Примечательно, что рекламная кампания, посвященная началу эфирного вещания «Нового канала», совпала с активным промоушеном для абонентов кабельных сетей, в результате чего в киевской прессе были опубликованы рекламные объявления с информацией о параметрах вещания «Нового канала» в кабельных сетях различных районов Киева.
Изменилось и программное наполнение эфира «Нового канала», который теперь вещал ежедневно с 08:30 и приблизительно до 00:30 – 01:00. Основу эфира телекомпании по-прежнему составляли художественные, документальные и мультипликационные фильмы. Однако в перерывах между ними выходила «Студия» – он-лайн проект, который в зависимости от времени выхода мог называться: «Студия Утро», «Студия День», «Студия Вечер», «Студия Ночь». Первыми ведущими «Студии» были Лидия Таран и Анастасия Образцова.
Проект «Студия» не был тематической авторской программой. Это было скорее нечто, напоминающее работу ведущего линейного эфира на радио, – «подводки» к фильмам, разговоры «о том, о сём». Оформление студии прямого эфира «Нового канала» отличалось от оформления других телеканалов, уже привычного для телезрителя, так как в нём было больше свободы, модерна и молодёжного драйва.
Однако в таком виде «Новый канал» просуществовал недолго. Уже в апреле 1999 года на канал пришла новая команда менеджеров во главе с Александром Ткаченко – бывшим ведущим проекта «Післямова». С его приходом начала меняться программная политика канала – он стал ориентироваться на более широкую аудиторию.
С 14 июня 1999 года в эфире «Нового» появилась информационная программа «Репортёр», ориентированная на подачу в эфир оперативных новостей. Его первой ведущей стала Ивана Найда, а 17 июня того же года на «Новом канале» стартовало утреннее шоу «Подъём» с Машей Ефросининой и Юрием Горбуновым.
С декабря 1999 года «Новый канал» начал региональное вещание – первыми городами стали Харьков, Донецк, Ровно, Херсон, Кировоград и Полтава. Изначально сигнал из Киева в регионы доставлялся «дедовским» способом – по радиорелейным линиям Концерна РРТ. Однако все четыре общеукраинские сети, построенные на базе таких сетей, были уже заняты – там вещали УТ-1, УТ-2, УТ-3 и ICTV. Пятой сети «релеек» как таковой не существовало – были только резервные линии. И именно через эти резервные линии и «пошёл» сигнал «Нового канала». Но резервные линии на то и резервные, чтобы быть в запасе «на случай чего». И этот самый «случай чего» наступал при авариях или плановых ремонтных работах на тех или иных стволах четырёх основных сетей. В таких случаях операторы сетей отключали сигнал «Нового канала», чтобы обеспечить передачу программ более приоритетного вещателя. То есть вещание «Нового канала» на сеть регионов не было стабильным и в любой момент могло прерваться. Собственно, из-за этого от использования релейных линий в свое время отказался телеканал СТБ.
«Новый канал» также решил уйти от практики использования данного устаревшего способа распространения сигнала, тем более что количество городов прямого вещания канала за последующий год возросло до 17. Изначально компания рассматривала несколько вариантов дальнейшего вещания: с использованием оптиковолоконных сетей и с использованием спутникового ретранслятора. Первый вариант пришлось отбросить – из-за его дороговизны, а также из-за того, что оптиковолоконные сети не обеспечивали стопроцентного покрытия страны. Поэтому «Новый канал», как и СТБ, остановился на спутнике. Непосредственно спутниковое вещание началось 20 декабря 2000 года. Но в отличие от СТБ «Новый канал» не стал строить собственный ап-линк, а «поднимал» сигнал на спутник «Sirius» через ап-линк в Калиновке под Киевом. Фактически сигнал канала подавался по оптиковолоконной линии из студии канала на Татарке к вышке КРТПЦ, а оттуда по релейной линии Концерна РРТ на ап-линк в Калиновке.
«Новый канал» стал первой украинской вещательной телекомпанией-клиентом шведской компании «Nordic Satellite» (позже SES Sirius), владеющей спутником «Sirius», которая до этого времени на украинском рынке сотрудничала с рядом интернет-провайдеров и FM-радиостанций, а в телевизионной сфере только с проектом «Уличное телевидение», которое не было телевидением в полном смысле этого слова. Это была всего лишь сеть передвижных телестудий и экранов, которые с 1999 года организовывали телевещание и проводили телемосты прямо на улицах украинских городов. Кроме того, «Уличное телевидение» готовило прямые репортажи с интерактивом для ряда украинских телеканалов.
Таким образом, «Новый канал» фактически стал первопроходцем в освоении спутника «Sirius», так как в последующие годы на нём «поселились» целые пакеты украинских телеканалов.
novykanalВпрочем, с вещанием «Нового канала» через спутник вначале была определённая проблема. В отличие от «СТБ» «Новый канал» на первом этапе рассматривал спутниковую трансляцию исключительно как способ доставки сигнала из Киева на передатчики в регионы. Если сигнал «СТБ» кабельные операторы могли принимать прямо со спутника, то «Новый канал» им следовало принимать на законных основаниях из эфира. Как тогда объясняло руководство канала через прессу, такие ограничения были вызваны особенностями авторских прав на некоторые программы, приобретенные компанией. Во многих договорах не было прописано право на трансляцию некоторых программ с помощью спутникового вещания. Поэтому разрешалась ретрансляция исключительно через наземные передатчики и в «кабеле». По этой же причине «Новый канал» мог присутствовать в кабельных сетях лишь тех регионов, где он был доступен в обычном эфире. Кроме того, во многих регионах на частотах «Нового канала» транслировались местные рекламные блоки, а иногда не только рекламные, если частота принадлежала местному вещателю, поэтому все эти блоки должны были попадать в кабель. Со временем «Новый канал» исправил ситуацию, и новые договоры на приобретение авторских прав уже включали право на трансляцию программ по всем возможным каналам связи. В результате этого кабельные операторы получили возможность заключать с «Новым каналом» прямые договора и принимать сигнал непосредственно со спутника.
До 2003 года «Новый канал» контролировался российской компанией «Альфа-групп» через украинский «Альфа-Банк», а к 2004 году телекомпания перешла в руки украинских собственников. Как и телеканал СТБ, «Новый канал» оказался в группе компаний Виктора Пинчука, в результате чего был изменен менеджмент канала. В 2005 году канал покинул Александр Ткаченко, а на его место пришла Ирина Лысенко.
Поскольку мы упомянули об «Уличном телевидении», то скажем несколько слов и об этом проекте, созданном в 1999 году в преддверии президентских выборов. Данная компания совмещала в себе функции продакшн-студии и организатора крупномасштабных общественно-политических акций с использованием интерактива и экранных технологий. Впервые о себе «Уличное телевидение» заявило в сентябре 1999 года, когда на спутнике «Sirius-2» был арендован канал шириной 4.5 МГц. Через какое-то время часть этого канала использовалась для раздачи сигнала телеканала ICTV в регионы. В это время в крупных городах Украины в оживлённых местах, на людных улицах и площадях, возле станций метро и т.д. периодически начали синхронно разворачиваться мобильные телевизионные площадки – VSAT-терминалы. Каждый такой терминал состоял из мини-студии с телевизионной камерой, микрофоном, а также телепроектора и большого экрана, на котором демонстрировался сигнал из киевской центральной студии «Уличного телевидения», куда приглашались политики и общественные деятели. Параллельно в эфир выводились включения из регионов – непосредственно с улиц, где были установлены VSAT-терминалы. Фактически компания владела 50 такими терминалами, то есть примерно по два на каждую административно-территориальную единицу Украины соответственно, в областных центрах создавались корпункты «Уличного телевидения».
«Уличным телевидением» был проведён ряд телемостов, в том числе и при участии известного тележурналиста Владимира Познера, теледебаты во время президентской и парламентской избирательных кампаний. Освещало «Уличное телевидение» и неполитические события. Так, к примеру, 15 декабря 2000 года компания вела эксклюзивную спутниковую трансляцию закрытия Чернобыльской АЭС.
Кроме того, «Уличное телевидение» занималось производством программ для ряда украинских телеканалов. В частности, репортажей для информационной программы «Факты», выходящей на канале ICTV, а также для других каналов, например, СТБ, УТ-1. Сотрудничало «Уличное телевидение» и с зарубежными телекомпаниями, а также с информационными агентствами. В принципе, это все, чем запомнилось «Уличное телевидение».
OTVpervyylogotipТеперь вернёмся в 1998 год, ведь именно в этом году в Украине был создан первый нишевый музыкальный канал «O-TV». Попытки создать в Украине «музыкальное телевидение» делались и раньше, еще в середине 90-х. Но поначалу это были только отдельные программы и проекты – например, «Джемикс», «Рок-полигон», «Территория А», «Золотые ворота», «Тынды-Рынды». Наиболее близко к созданию музыкального канала подошла компания «Biz-TV», но тогда, в 90-ые годы, она так и не «созрела» на заспуск собственного вещательного проекта и довольствовалась трансляцией подготовленных программ в эфире других вещателей.
Поэтому канал «O-TV», начавший свою работу в качестве круглосуточного музыкального телеканала 24 апреля 1998 года, стал первопроходцем украинского музыкального телевидения.
Следует отметить, что телеканал «O-TV» возник не на пустом месте, он также имел свою предысторию. Ещё в 1995 году в Харьковском районе города Киева была создана студия кабельного телевидения «Обрій». Тогда, в середине 90-х, её программы были такими же, как у большинства вещателей: фильмы, мультфильмы, видеоклипы, районные новости. Руководил компанией Олег Степченко, который в своё время организовывал на Харьковском массиве одну из первых кабельных сетей города Киева. Собственно, именно в этой кабельной сети и возник «Обрій», как местный, районный телеканал.
Со временем сети укрупнялись, и сеть кабельного телевидения Харьковского района прекратила своё существование как самостоятельная единица, став частью одного из первых кабельных провайдеров-гигантов – ТРК «Интер Видео Киев». Остался только телеканал «Обрій», но в старом обличии он долго существовать не мог – не выдерживал конкуренции. Поэтому на какое-то время «Обрій» даже пропал из сети кабельного телевидения Харьковского района, а затем вернулся, но уже в эфир системы МИТРИС, о которой мы уже упоминали ранее, и вернулся в новом формате – в качестве круглосуточного музыкального телеканала. Параллельно телекомпания появилась и в эфире, в дециметровом диапазоне она вещала через маломощные передатчики на 55 и 56 киевских телеканалах, где «Обрій» имел свои временные отрезки с 1997 года. Так и возник «O-TV» — совместный проект телекомпании «Обрій» и радийно-телевизионного проекта «Хит-парад 12 минус 2».
Тогда, в конце 90-х, руководство компании объясняло своё решение запустить специализированный музыкальный телеканал тем, что идея такого канала витала в воздухе давно, однако удалось её осуществить лишь с появлением новых технических возможностей, которые открыли перед телевизионщиками компьютерные технологии. Раньше, когда в качестве носителя информации использовалась лента, создать круглосуточный музыкальный телеканал было проблематично и хлопотно, а когда появились компьютеры с дисками большого объёма, мощные процессоры и видеокарты, технологии нелинейного монтажа – вот тут возможность и появилась. При этом именно музыкальному телевидению освоить новые технологии было легче, ведь один маленький видеоклип занимает на диске меньше места, чем большой длинный фильм, поэтому для его обработки и передачи в эфир требовалось меньше оперативной памяти.
Таким образом, рестарт канала совпал по времени с появлением новых технологий, плюс свою роль сыграли личные пристрастия самого Олега Степченко – меломана со стажем. Поэтому было решено занять свободную нишу музыкального телеканала. Хотя, само ключевое решение о запуске музыкального телеканала, было принято, по словам самого Степченко, буквально спонтанно – его попросили подготовить одну-две музыкальные программы для телевидения. Он подумал, оценил свои технические возможности и решил, что вполне потянет не одну-две программы, а полноценный музыкальный канал.
Канал «O-TV» начал вещание из бывшей студии телекомпании «Обрій» в Харьковском районе столицы. На соседней шестнадцатиэтажке было установлено передающее оборудование радиорелейной линии, которая подавала сигнал на правый берег к головной станции системы МИТРИС на Львовской площади – благо, это высотное здание было хорошо видно с левого берега.
К концу 1998 года телеканал «O-TV» «вошёл» в большинство кабельных сетей города Киева. Кабельщики принимали сигнал телеканала из эфира – но не из ДМВ-диапазона, а с системы МИТРИС. Заметим, что после начала полноценного вещания канала в кабельных сетях «O-TV» решило отказаться от дальнейшего использования передатчиков дециметрового диапазона. В силу своей малой мощности они не обеспечивали ни качественного покрытия города, ни качественного сигнала, столь важного для музыкального телевидения. Поэтому телекомпания взяла курс на освоение кабельного эфира и трансляцию в системе МИТРИС. К слову, в системе МИТРИС (где «O-TV» транслировало свои программы официально с одобрения Нацсовета, который в 1998 году выдал компании лицензию) вещание велось уже со стереозвуком, а аналоговые кабельные сети тогда ещё не знали стереофонии.
OTVpervyylogotipПервый логотип телеканала «O-TV» представлял собой букву «о», стилизованную так, будто она написана мелком или помадой с разрывом, в которую были вписаны буковки «TV», а в его эфире поначалу доминировала видеомузыка нон-стоп.
Официальный старт телеканала «O-TV» — уже как кабельного — состоялся 1 февраля 1999 года. К тому времени в его эфире появились первые телепрограммы – новости из мира музыки и шоу-бизнеса.
Время старта телеканала совпало со временем, когда украинские исполнители начали снимать качественное видео. Поэтому в его эфире с самого начала присутствовала различная музыка – западная, российская и украинская. Разумеется, западной музыки вначале было гораздо больше, но наличие украинского контента отличало «O-TV» от музыкальных каналов, доступных для приёма со спутника.
Разумеется, каналом «O-TV» вскоре заинтересовались не только в Киеве, но и в других городах Украины, а также за рубежом. Поэтому встал вопрос о выходе канала на спутник, что и произошло 30 апреля 1999 года. Правда, изначально компания вещала со спутника в тестовом режиме в ночное время, во время технического перерыва в вещании телеканала СТБ, используя ту же частоту на спутнике «Amos-1». А с осени 1999 года «O-TV» полноценно транслировалось на том же спутнике в пакете с СТБ, а также в кабельных сетях по всей Украине. Появились также желающие ретранслировать канал в кабельных сетях за пределами Украины – в странах Балтии, Израиле, Молдове.
Постепенно эфир телеканала становился более разнообразным. Здесь появились ви-джеи, помимо программы «O-TV Новости», в эфир начали выходить и другие проекты, в частности, программа для тех, кто следит за развитием модельного бизнеса – «O-TV Models», программа «Nostalgie» — для любителей музыки прошлых лет, «Хот-клип» — для тех, кто следит за новинками, а для любителей молодёжной клубной музыки существовал ночной проект «Клубничка».
Кроме того, «O-TV» внедрил в своём эфире интерактив. Ежедневно часть эфира канала формировалась согласно запросам телезрителей. В определённые часы эфира они могли звонить по специальному номеру телефона, заказывая клип, который они хотели бы посмотреть, номера-коды клипов можно было увидеть на экране. Проект назывался «Music Box», и по итогам популярности заказываемых клипов еженедельно выходил хит-парад «Твоя двадцатка».
otv-prog-2001Весной 2001 года «O-TV» в эфире стало вдвое больше: канал создал «дочерний» проект «O-TV International», запуск которого состоялся 10 апреля 2001 года на спутнике LMI-1, 75 градусов восточной долготы (сегодня ABS-1), а до этого были только тестовые эфиры в пакете с UT1. От обычного «O-TV» канал «O-TV International» отличался тем, что в его эфире присутствовали клипы исключительно постсоветских групп и исполнителей, а также был ориентирован на жителей зарубежных стран, где так называемой «фирменной» видеомузыки было «выше крыши» в эфире каналов MTV, VH-1, VIVA, а вот постсоветской музыки не было. Собственно, именно потому в названии нового телеканала присутствовала приставочка «International».
Согласно планам руководства «O-TV», на территории Украины в кабельных сетях должна была и далее распространяться обычная версия канала, которая «раздавалась» через спутник Amos и в которой присутствовала и «наша» музыка, и «не наша», а вот зарубежные кабельщики – из стран Балтии, Польши, Казахстана, России, Израиля – должны были получать версию «O-TV International». По словам руководителя канала Олега Степченко, заинтересованность в трансляции программ «O-TV International» высказали даже кабельщики США, Канады и Австралии. Разумеется, сигнал спутника LMI не мог обеспечить покрытие этих стран. Однако особой проблемы в этом на «O-TV» не видели, ведь это был 2001 год, и программы можно было распространять через Интернет, формируя на местах эфир собственными силами из полученного из Киева видеоматериала.
OTV_musicКак и канал «O-TV», его «младший брат» «O-TV International» создавался как интерактивный телеканал. То есть на формирование определённых сегментов плей-листа здесь могли влиять сами телезрители, причём вне зависимости от страны проживания. В некоторых странах были даже активированы специальные номера для отправки сообщений с приветами и заказами видеоклипов. На «O-TV» можно было заказать клип «сегодня на сегодня» или даже «сейчас на сейчас», так как SMS-сообщения с номерами клипов поступали прямо в специальную компьютерную программу, разработанную в Венгрии, которая их обрабатывала и отсылала на главный вещательный сервер, выдававший сигнал в эфир. Впрочем, некоторые ограничения всё же присутствовали. К примеру, заказы на видеоклипы с «взрослыми» картинками либо экстремальной музыкой в «детское» и дневное время не выполнялись – для таких заказов существовало время после полуночи.
Однако через какое-то время у телеканала начались проблемы. Осенью 2001 года в Киеве были приостановлены трансляции программ в системе МИТРИС: временное разрешение Нацсовета было выдано на определённый период для тестового вещания. Данный период завершился, но Нацсовет не спешил урегулировать дальнейшее существование системы. Параллельно начались разногласия между учредителями телекомпании «Обрій» относительно того, каким же должен быть канал. Итогом стало расхождение путей учредителей телеканала: Олег Степченко, прежде занимавший должность директора компании, покинул «Обрій», забрав с собой название, логотип и концепцию канала. А «Обрій» начал делать новое телевидение – с новым менеджментом и новым коллективом. А также – с новым именем – «Music Telebox», или же сокращённо «MTB».
На роль руководителя нового проекта был приглашён Евгений Просветов – президент телерадиокомпании «Золотые ворота», которая имела давний опыт производства музыкальных передач. Таким образом, в стране появился второй музыкальный телеканал.
Однако вскоре оказалось, что в Украине начал своё вещание ещё один музыкальный телеканал – «Энтер», детище группы «Интер». В итоге в кабельных сетях началась неразбериха – в особенности, в Киеве, где эфирных каналов, которые следовало транслировать в кабеле, было много, а большинство кабельных сетей были устаревшими, обеспечивающими возможность передачи ограниченного количества каналов. Соответственно, многие операторы меняли музыкальные каналы один за другим, пытаясь уяснить для себя – какой же из них лучше?
В эфире «MTB» присутствовало достаточно большое количество клипов украинских исполнителей. Программы велись исключительно на украинском языке. Что же касается музыкальной направленности и стилистики, то она мало отличалась от того, что было раньше. В эфире транслировались главным образом клипы исполнителей, работающих в жанре поп-музыки.
OBRIYПланы у руководства телекомпании «Обрій», получившей к тому времени инвестиции от польской компании «Polsat», и у руководства ТРК «Золотые ворота» были грандиозные. Планировалось на базе двух компаний со временем запустить на спутнике целую платформу разножанровых каналов. Однако эти планы так и остались планами. «MTB» не выдержало конкуренции с соперниками: «O-TV» обладало более раскрученным брендом, а за «Энтером» стояла мощь всей медиа-группы «Интер». Кроме того, в середине декабря в Киеве на 40 телеканале начал тестовое вещание новый музыкальный телеканал – М1, созданный телекомпанией «Телеодин». Данный телеканал, созданный при участии компании «Таврийские игры», стал первым эфирным музыкальным телеканалом. Полноценное вещание канала М1 началось в начале 2002 года, когда он появился на экранах не только в Киеве, но и на эфирных частотах ряда крупных городов Украины. Кроме того, канал можно было принимать прямо со спутника. Таким образом, в стране появился первый общенациональный музыкальный телеканал с полноценными программами, ведущими, прямыми эфирами. М1 также стал первым киевским телеканалом и вторым в Украине после донецкого «Первого Муниципального», который внедрил систему передачи стереозвука NICAM для аналогового вещания – вначале в Киеве 18 января 2002 года, а затем и в других городах Украины.
Таким образом, судьба телеканала «MTB» была предрешена: через какое-то время он прекратил вещание. «O-TV» и «Энтер» выжили и существуют до сих пор, при этом каждый выбрал для себя определённую нишу. «O-TV» развивает интерактив, транслирует модную поп-музыку, мейнстрим, уделяя много времени заявкам зрителей, а «Энтер» ушёл в сторону современного поп-рока и альтернативы. Со временем в Украине появилось ещё несколько музыкальных телеканалов. Однако это уже совсем другая история.
Эфир «Нового канала» в то время состоял из художественных и документальных фильмов – как зарубежных, так и снятых на постсоветском пространстве. Помимо фильмопоказа в программе присутствовала видеомузыка, выходившая в рубрике «Новая музыка на Новом канале», а также развлекательная рубрика «Отдохни от занятий». Отметим, что трансляция программ «Нового канала» осуществлялась в стандарте PAL, в то время как остальные киевские каналы, в том числе и вещавший на 50 частоте СТБ, тогда работали в стандарте SECAM. Таким образом, «Новый канал» стал первым киевским эфирным телеканалом, вышедшим в системе PAL.
Выбор эфирного времени компанией казался странным. Ведь с 10:00 до 16:00 её программы могли смотреть разве что пенсионеры и домохозяйки. Впрочем, набор программ и их подача в эфире говорил лишь об одном: идёт тестовое вещание, и очень скоро эфирное время на 50 телечастоте будет перераспределено «по образу и подобию» 7, 25 и 30 телеканалов, где «соседи по эфиру» чередовались в этом самом эфире в прайм-тайме и других отрезках вещания.
Однако со временем выяснилось, что «Новый канал» не настроен на «войну в эфире» и не собирается перераспределять время на 50 частоте. Компания настроилась на получение новой эфирной частоты – для самостоятельного полноценного вещания. Именно поэтому «Новый канал» так долго и не начинал полноценного вещания: шли месяцы, а в эфире по-прежнему присутствовали лишь фильмы и видеомузыка.
Ожидание длилось до лета, пока, наконец, не увенчалось успехом: Нацсовет по телерадиовещанию выделил «Новому каналу» для вещания в Киеве 52 частоту и 15 июля 1998 года в 08:30 «Новый канал» начал своё официальное вещание в киевском эфире, а на 50 телечастоте теперь уже безраздельно царствовал СТБ.
К слову, после перехода «Нового канала» с 50 на 52 телеканал компания перешла от стандарта вещания PAL к более привычному – SECAM. Немного изменилась и цветовая гамма логотипа, но графически он остался прежним – буква «Н» в кружочке.
novyi-programma-1998-osenПараллельно с началом полноценного эфирного вещания «Новый канал» официально «вошёл» в основные кабельные сети Киева. Примечательно, что рекламная кампания, посвященная началу эфирного вещания «Нового канала», совпала с активным промоушеном для абонентов кабельных сетей, в результате чего в киевской прессе были опубликованы рекламные объявления с информацией о параметрах вещания «Нового канала» в кабельных сетях различных районов Киева.
Изменилось и программное наполнение эфира «Нового канала», который теперь вещал ежедневно с 08:30 и приблизительно до 00:30 – 01:00. Основу эфира телекомпании по-прежнему составляли художественные, документальные и мультипликационные фильмы. Однако в перерывах между ними выходила «Студия» – он-лайн проект, который в зависимости от времени выхода мог называться: «Студия Утро», «Студия День», «Студия Вечер», «Студия Ночь». Первыми ведущими «Студии» были Лидия Таран и Анастасия Образцова.
Проект «Студия» не был тематической авторской программой. Это было скорее нечто, напоминающее работу ведущего линейного эфира на радио, – «подводки» к фильмам, разговоры «о том, о сём». Оформление студии прямого эфира «Нового канала» отличалось от оформления других телеканалов, уже привычного для телезрителя, так как в нём было больше свободы, модерна и молодёжного драйва.
Однако в таком виде «Новый канал» просуществовал недолго. Уже в апреле 1999 года на канал пришла новая команда менеджеров во главе с Александром Ткаченко – бывшим ведущим проекта «Післямова». С его приходом начала меняться программная политика канала – он стал ориентироваться на более широкую аудиторию.
С 14 июня 1999 года в эфире «Нового» появилась информационная программа «Репортёр», ориентированная на подачу в эфир оперативных новостей. Его первой ведущей стала Ивана Найда, а 17 июня того же года на «Новом канале» стартовало утреннее шоу «Подъём» с Машей Ефросининой и Юрием Горбуновым.
С декабря 1999 года «Новый канал» начал региональное вещание – первыми городами стали Харьков, Донецк, Ровно, Херсон, Кировоград и Полтава. Изначально сигнал из Киева в регионы доставлялся «дедовским» способом – по радиорелейным линиям Концерна РРТ. Однако все четыре общеукраинские сети, построенные на базе таких сетей, были уже заняты – там вещали УТ-1, УТ-2, УТ-3 и ICTV. Пятой сети «релеек» как таковой не существовало – были только резервные линии. И именно через эти резервные линии и «пошёл» сигнал «Нового канала». Но резервные линии на то и резервные, чтобы быть в запасе «на случай чего». И этот самый «случай чего» наступал при авариях или плановых ремонтных работах на тех или иных стволах четырёх основных сетей. В таких случаях операторы сетей отключали сигнал «Нового канала», чтобы обеспечить передачу программ более приоритетного вещателя. То есть вещание «Нового канала» на сеть регионов не было стабильным и в любой момент могло прерваться. Собственно, из-за этого от использования релейных линий в свое время отказался телеканал СТБ.
«Новый канал» также решил уйти от практики использования данного устаревшего способа распространения сигнала, тем более что количество городов прямого вещания канала за последующий год возросло до 17. Изначально компания рассматривала несколько вариантов дальнейшего вещания: с использованием оптиковолоконных сетей и с использованием спутникового ретранслятора. Первый вариант пришлось отбросить – из-за его дороговизны, а также из-за того, что оптиковолоконные сети не обеспечивали стопроцентного покрытия страны. Поэтому «Новый канал», как и СТБ, остановился на спутнике. Непосредственно спутниковое вещание началось 20 декабря 2000 года. Но в отличие от СТБ «Новый канал» не стал строить собственный ап-линк, а «поднимал» сигнал на спутник «Sirius» через ап-линк в Калиновке под Киевом. Фактически сигнал канала подавался по оптиковолоконной линии из студии канала на Татарке к вышке КРТПЦ, а оттуда по релейной линии Концерна РРТ на ап-линк в Калиновке.
«Новый канал» стал первой украинской вещательной телекомпанией-клиентом шведской компании «Nordic Satellite» (позже SES Sirius), владеющей спутником «Sirius», которая до этого времени на украинском рынке сотрудничала с рядом интернет-провайдеров и FM-радиостанций, а в телевизионной сфере только с проектом «Уличное телевидение», которое не было телевидением в полном смысле этого слова. Это была всего лишь сеть передвижных телестудий и экранов, которые с 1999 года организовывали телевещание и проводили телемосты прямо на улицах украинских городов. Кроме того, «Уличное телевидение» готовило прямые репортажи с интерактивом для ряда украинских телеканалов.
Таким образом, «Новый канал» фактически стал первопроходцем в освоении спутника «Sirius», так как в последующие годы на нём «поселились» целые пакеты украинских телеканалов.
novykanalВпрочем, с вещанием «Нового канала» через спутник вначале была определённая проблема. В отличие от «СТБ» «Новый канал» на первом этапе рассматривал спутниковую трансляцию исключительно как способ доставки сигнала из Киева на передатчики в регионы. Если сигнал «СТБ» кабельные операторы могли принимать прямо со спутника, то «Новый канал» им следовало принимать на законных основаниях из эфира. Как тогда объясняло руководство канала через прессу, такие ограничения были вызваны особенностями авторских прав на некоторые программы, приобретенные компанией. Во многих договорах не было прописано право на трансляцию некоторых программ с помощью спутникового вещания. Поэтому разрешалась ретрансляция исключительно через наземные передатчики и в «кабеле». По этой же причине «Новый канал» мог присутствовать в кабельных сетях лишь тех регионов, где он был доступен в обычном эфире. Кроме того, во многих регионах на частотах «Нового канала» транслировались местные рекламные блоки, а иногда не только рекламные, если частота принадлежала местному вещателю, поэтому все эти блоки должны были попадать в кабель. Со временем «Новый канал» исправил ситуацию, и новые договоры на приобретение авторских прав уже включали право на трансляцию программ по всем возможным каналам связи. В результате этого кабельные операторы получили возможность заключать с «Новым каналом» прямые договора и принимать сигнал непосредственно со спутника.
До 2003 года «Новый канал» контролировался российской компанией «Альфа-групп» через украинский «Альфа-Банк», а к 2004 году телекомпания перешла в руки украинских собственников. Как и телеканал СТБ, «Новый канал» оказался в группе компаний Виктора Пинчука, в результате чего был изменен менеджмент канала. В 2005 году канал покинул Александр Ткаченко, а на его место пришла Ирина Лысенко.
Поскольку мы упомянули об «Уличном телевидении», то скажем несколько слов и об этом проекте, созданном в 1999 году в преддверии президентских выборов. Данная компания совмещала в себе функции продакшн-студии и организатора крупномасштабных общественно-политических акций с использованием интерактива и экранных технологий. Впервые о себе «Уличное телевидение» заявило в сентябре 1999 года, когда на спутнике «Sirius-2» был арендован канал шириной 4.5 МГц. Через какое-то время часть этого канала использовалась для раздачи сигнала телеканала ICTV в регионы. В это время в крупных городах Украины в оживлённых местах, на людных улицах и площадях, возле станций метро и т.д. периодически начали синхронно разворачиваться мобильные телевизионные площадки – VSAT-терминалы. Каждый такой терминал состоял из мини-студии с телевизионной камерой, микрофоном, а также телепроектора и большого экрана, на котором демонстрировался сигнал из киевской центральной студии «Уличного телевидения», куда приглашались политики и общественные деятели. Параллельно в эфир выводились включения из регионов – непосредственно с улиц, где были установлены VSAT-терминалы. Фактически компания владела 50 такими терминалами, то есть примерно по два на каждую административно-территориальную единицу Украины соответственно, в областных центрах создавались корпункты «Уличного телевидения».
«Уличным телевидением» был проведён ряд телемостов, в том числе и при участии известного тележурналиста Владимира Познера, теледебаты во время президентской и парламентской избирательных кампаний. Освещало «Уличное телевидение» и неполитические события. Так, к примеру, 15 декабря 2000 года компания вела эксклюзивную спутниковую трансляцию закрытия Чернобыльской АЭС.
Кроме того, «Уличное телевидение» занималось производством программ для ряда украинских телеканалов. В частности, репортажей для информационной программы «Факты», выходящей на канале ICTV, а также для других каналов, например, СТБ, УТ-1. Сотрудничало «Уличное телевидение» и с зарубежными телекомпаниями, а также с информационными агентствами. В принципе, это все, чем запомнилось «Уличное телевидение».
OTVpervyylogotipТеперь вернёмся в 1998 год, ведь именно в этом году в Украине был создан первый нишевый музыкальный канал «O-TV». Попытки создать в Украине «музыкальное телевидение» делались и раньше, еще в середине 90-х. Но поначалу это были только отдельные программы и проекты – например, «Джемикс», «Рок-полигон», «Территория А», «Золотые ворота», «Тынды-Рынды». Наиболее близко к созданию музыкального канала подошла компания «Biz-TV», но тогда, в 90-ые годы, она так и не «созрела» на заспуск собственного вещательного проекта и довольствовалась трансляцией подготовленных программ в эфире других вещателей.
Поэтому канал «O-TV», начавший свою работу в качестве круглосуточного музыкального телеканала 24 апреля 1998 года, стал первопроходцем украинского музыкального телевидения.
Следует отметить, что телеканал «O-TV» возник не на пустом месте, он также имел свою предысторию. Ещё в 1995 году в Харьковском районе города Киева была создана студия кабельного телевидения «Обрій». Тогда, в середине 90-х, её программы были такими же, как у большинства вещателей: фильмы, мультфильмы, видеоклипы, районные новости. Руководил компанией Олег Степченко, который в своё время организовывал на Харьковском массиве одну из первых кабельных сетей города Киева. Собственно, именно в этой кабельной сети и возник «Обрій», как местный, районный телеканал.
Со временем сети укрупнялись, и сеть кабельного телевидения Харьковского района прекратила своё существование как самостоятельная единица, став частью одного из первых кабельных провайдеров-гигантов – ТРК «Интер Видео Киев». Остался только телеканал «Обрій», но в старом обличии он долго существовать не мог – не выдерживал конкуренции. Поэтому на какое-то время «Обрій» даже пропал из сети кабельного телевидения Харьковского района, а затем вернулся, но уже в эфир системы МИТРИС, о которой мы уже упоминали ранее, и вернулся в новом формате – в качестве круглосуточного музыкального телеканала. Параллельно телекомпания появилась и в эфире, в дециметровом диапазоне она вещала через маломощные передатчики на 55 и 56 киевских телеканалах, где «Обрій» имел свои временные отрезки с 1997 года. Так и возник «O-TV» — совместный проект телекомпании «Обрій» и радийно-телевизионного проекта «Хит-парад 12 минус 2».
Тогда, в конце 90-х, руководство компании объясняло своё решение запустить специализированный музыкальный телеканал тем, что идея такого канала витала в воздухе давно, однако удалось её осуществить лишь с появлением новых технических возможностей, которые открыли перед телевизионщиками компьютерные технологии. Раньше, когда в качестве носителя информации использовалась лента, создать круглосуточный музыкальный телеканал было проблематично и хлопотно, а когда появились компьютеры с дисками большого объёма, мощные процессоры и видеокарты, технологии нелинейного монтажа – вот тут возможность и появилась. При этом именно музыкальному телевидению освоить новые технологии было легче, ведь один маленький видеоклип занимает на диске меньше места, чем большой длинный фильм, поэтому для его обработки и передачи в эфир требовалось меньше оперативной памяти.
Таким образом, рестарт канала совпал по времени с появлением новых технологий, плюс свою роль сыграли личные пристрастия самого Олега Степченко – меломана со стажем. Поэтому было решено занять свободную нишу музыкального телеканала. Хотя, само ключевое решение о запуске музыкального телеканала, было принято, по словам самого Степченко, буквально спонтанно – его попросили подготовить одну-две музыкальные программы для телевидения. Он подумал, оценил свои технические возможности и решил, что вполне потянет не одну-две программы, а полноценный музыкальный канал.
Канал «O-TV» начал вещание из бывшей студии телекомпании «Обрій» в Харьковском районе столицы. На соседней шестнадцатиэтажке было установлено передающее оборудование радиорелейной линии, которая подавала сигнал на правый берег к головной станции системы МИТРИС на Львовской площади – благо, это высотное здание было хорошо видно с левого берега.
К концу 1998 года телеканал «O-TV» «вошёл» в большинство кабельных сетей города Киева. Кабельщики принимали сигнал телеканала из эфира – но не из ДМВ-диапазона, а с системы МИТРИС. Заметим, что после начала полноценного вещания канала в кабельных сетях «O-TV» решило отказаться от дальнейшего использования передатчиков дециметрового диапазона. В силу своей малой мощности они не обеспечивали ни качественного покрытия города, ни качественного сигнала, столь важного для музыкального телевидения. Поэтому телекомпания взяла курс на освоение кабельного эфира и трансляцию в системе МИТРИС. К слову, в системе МИТРИС (где «O-TV» транслировало свои программы официально с одобрения Нацсовета, который в 1998 году выдал компании лицензию) вещание велось уже со стереозвуком, а аналоговые кабельные сети тогда ещё не знали стереофонии.
OTVpervyylogotipПервый логотип телеканала «O-TV» представлял собой букву «о», стилизованную так, будто она написана мелком или помадой с разрывом, в которую были вписаны буковки «TV», а в его эфире поначалу доминировала видеомузыка нон-стоп.
Официальный старт телеканала «O-TV» — уже как кабельного — состоялся 1 февраля 1999 года. К тому времени в его эфире появились первые телепрограммы – новости из мира музыки и шоу-бизнеса.
Время старта телеканала совпало со временем, когда украинские исполнители начали снимать качественное видео. Поэтому в его эфире с самого начала присутствовала различная музыка – западная, российская и украинская. Разумеется, западной музыки вначале было гораздо больше, но наличие украинского контента отличало «O-TV» от музыкальных каналов, доступных для приёма со спутника.
Разумеется, каналом «O-TV» вскоре заинтересовались не только в Киеве, но и в других городах Украины, а также за рубежом. Поэтому встал вопрос о выходе канала на спутник, что и произошло 30 апреля 1999 года. Правда, изначально компания вещала со спутника в тестовом режиме в ночное время, во время технического перерыва в вещании телеканала СТБ, используя ту же частоту на спутнике «Amos-1». А с осени 1999 года «O-TV» полноценно транслировалось на том же спутнике в пакете с СТБ, а также в кабельных сетях по всей Украине. Появились также желающие ретранслировать канал в кабельных сетях за пределами Украины – в странах Балтии, Израиле, Молдове.
Постепенно эфир телеканала становился более разнообразным. Здесь появились ви-джеи, помимо программы «O-TV Новости», в эфир начали выходить и другие проекты, в частности, программа для тех, кто следит за развитием модельного бизнеса – «O-TV Models», программа «Nostalgie» — для любителей музыки прошлых лет, «Хот-клип» — для тех, кто следит за новинками, а для любителей молодёжной клубной музыки существовал ночной проект «Клубничка».
Кроме того, «O-TV» внедрил в своём эфире интерактив. Ежедневно часть эфира канала формировалась согласно запросам телезрителей. В определённые часы эфира они могли звонить по специальному номеру телефона, заказывая клип, который они хотели бы посмотреть, номера-коды клипов можно было увидеть на экране. Проект назывался «Music Box», и по итогам популярности заказываемых клипов еженедельно выходил хит-парад «Твоя двадцатка».
otv-prog-2001Весной 2001 года «O-TV» в эфире стало вдвое больше: канал создал «дочерний» проект «O-TV International», запуск которого состоялся 10 апреля 2001 года на спутнике LMI-1, 75 градусов восточной долготы (сегодня ABS-1), а до этого были только тестовые эфиры в пакете с UT1. От обычного «O-TV» канал «O-TV International» отличался тем, что в его эфире присутствовали клипы исключительно постсоветских групп и исполнителей, а также был ориентирован на жителей зарубежных стран, где так называемой «фирменной» видеомузыки было «выше крыши» в эфире каналов MTV, VH-1, VIVA, а вот постсоветской музыки не было. Собственно, именно потому в названии нового телеканала присутствовала приставочка «International».
Согласно планам руководства «O-TV», на территории Украины в кабельных сетях должна была и далее распространяться обычная версия канала, которая «раздавалась» через спутник Amos и в которой присутствовала и «наша» музыка, и «не наша», а вот зарубежные кабельщики – из стран Балтии, Польши, Казахстана, России, Израиля – должны были получать версию «O-TV International». По словам руководителя канала Олега Степченко, заинтересованность в трансляции программ «O-TV International» высказали даже кабельщики США, Канады и Австралии. Разумеется, сигнал спутника LMI не мог обеспечить покрытие этих стран. Однако особой проблемы в этом на «O-TV» не видели, ведь это был 2001 год, и программы можно было распространять через Интернет, формируя на местах эфир собственными силами из полученного из Киева видеоматериала.
OTV_musicКак и канал «O-TV», его «младший брат» «O-TV International» создавался как интерактивный телеканал. То есть на формирование определённых сегментов плей-листа здесь могли влиять сами телезрители, причём вне зависимости от страны проживания. В некоторых странах были даже активированы специальные номера для отправки сообщений с приветами и заказами видеоклипов. На «O-TV» можно было заказать клип «сегодня на сегодня» или даже «сейчас на сейчас», так как SMS-сообщения с номерами клипов поступали прямо в специальную компьютерную программу, разработанную в Венгрии, которая их обрабатывала и отсылала на главный вещательный сервер, выдававший сигнал в эфир. Впрочем, некоторые ограничения всё же присутствовали. К примеру, заказы на видеоклипы с «взрослыми» картинками либо экстремальной музыкой в «детское» и дневное время не выполнялись – для таких заказов существовало время после полуночи.
Однако через какое-то время у телеканала начались проблемы. Осенью 2001 года в Киеве были приостановлены трансляции программ в системе МИТРИС: временное разрешение Нацсовета было выдано на определённый период для тестового вещания. Данный период завершился, но Нацсовет не спешил урегулировать дальнейшее существование системы. Параллельно начались разногласия между учредителями телекомпании «Обрій» относительно того, каким же должен быть канал. Итогом стало расхождение путей учредителей телеканала: Олег Степченко, прежде занимавший должность директора компании, покинул «Обрій», забрав с собой название, логотип и концепцию канала. А «Обрій» начал делать новое телевидение – с новым менеджментом и новым коллективом. А также – с новым именем – «Music Telebox», или же сокращённо «MTB».
На роль руководителя нового проекта был приглашён Евгений Просветов – президент телерадиокомпании «Золотые ворота», которая имела давний опыт производства музыкальных передач. Таким образом, в стране появился второй музыкальный телеканал.
Однако вскоре оказалось, что в Украине начал своё вещание ещё один музыкальный телеканал – «Энтер», детище группы «Интер». В итоге в кабельных сетях началась неразбериха – в особенности, в Киеве, где эфирных каналов, которые следовало транслировать в кабеле, было много, а большинство кабельных сетей были устаревшими, обеспечивающими возможность передачи ограниченного количества каналов. Соответственно, многие операторы меняли музыкальные каналы один за другим, пытаясь уяснить для себя – какой же из них лучше?
В эфире «MTB» присутствовало достаточно большое количество клипов украинских исполнителей. Программы велись исключительно на украинском языке. Что же касается музыкальной направленности и стилистики, то она мало отличалась от того, что было раньше. В эфире транслировались главным образом клипы исполнителей, работающих в жанре поп-музыки.
OBRIYПланы у руководства телекомпании «Обрій», получившей к тому времени инвестиции от польской компании «Polsat», и у руководства ТРК «Золотые ворота» были грандиозные. Планировалось на базе двух компаний со временем запустить на спутнике целую платформу разножанровых каналов. Однако эти планы так и остались планами. «MTB» не выдержало конкуренции с соперниками: «O-TV» обладало более раскрученным брендом, а за «Энтером» стояла мощь всей медиа-группы «Интер». Кроме того, в середине декабря в Киеве на 40 телеканале начал тестовое вещание новый музыкальный телеканал – М1, созданный телекомпанией «Телеодин». Данный телеканал, созданный при участии компании «Таврийские игры», стал первым эфирным музыкальным телеканалом. Полноценное вещание канала М1 началось в начале 2002 года, когда он появился на экранах не только в Киеве, но и на эфирных частотах ряда крупных городов Украины. Кроме того, канал можно было принимать прямо со спутника. Таким образом, в стране появился первый общенациональный музыкальный телеканал с полноценными программами, ведущими, прямыми эфирами. М1 также стал первым киевским телеканалом и вторым в Украине после донецкого «Первого Муниципального», который внедрил систему передачи стереозвука NICAM для аналогового вещания – вначале в Киеве 18 января 2002 года, а затем и в других городах Украины.
Таким образом, судьба телеканала «MTB» была предрешена: через какое-то время он прекратил вещание. «O-TV» и «Энтер» выжили и существуют до сих пор, при этом каждый выбрал для себя определённую нишу. «O-TV» развивает интерактив, транслирует модную поп-музыку, мейнстрим, уделяя много времени заявкам зрителей, а «Энтер» ушёл в сторону современного поп-рока и альтернативы. Со временем в Украине появилось ещё несколько музыкальных телеканалов. Однако это уже совсем другая история.