Картина в прокате с 26 января
Фильм Фёдора Бондарчука «Притяжение» - фантастическая драма, сюжет которой беспрецедентен для отечественного кинематографа. В Москве на район Северное Чертаново падает подбитый инопланетный корабль, и людям предстоит узнать, с какими целями гости из другой галактики прибыли на Землю. Кинокритики уже посмотрели картину и поделились своими впечатлениями.
АНТОН ДОЛИН: «БОНДАРЧУК СТАЛ ДРУГИМ»
МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ: «НИЧЕГО ФАНТАСТИЧЕСКОГО, КРОМЕ ПРИШЕЛЬЦЕВ»Сколько гневной пены вызовет новый опус автора самого успешного российского фильма, можно себе представить по реакции на трейлер. Как показывает «Притяжение», у нас не любят не только успешных, но вообще всех, кого можно назвать словом «другие». Бондарчук стал другим. И его фильм не такой, как все. Вместо опостылевших профессионалов теперь с ним работает наглая молодежь: для многих «Притяжение» дебют, для оператора Михаила Хасаи — вторая работа после микробюджетного «Холодного фронта». Вместо напыщенной патриотической повестки — чистый жанр, как любят тинейджеры (основная публика мультиплексов). Причем совершенно определенный формат: «Притяжение» — первый российский фильм в сегменте young adult. Там же, где «Сумерки», «Голодные игры» и «Бегущий в лабиринте», а на подходе в России «Танцы насмерть» и «Икария». Прежде чем выдвигать высоколобые претензии, задумайтесь, какие у вас отношения с теми картинами. Если не очень, то утешьтесь: наверное, вы уже не подросток, мечтающий о любви и приключениях. А это кино для них. И про них».
Пришельцы пришельцами, но о них, неродимых, порой забываешь начисто. Фильм воспринимается как сугубо документальное и невиданно суровое высказывание о кошмарах России последних двух десятилетий. Кошмарах, которые, пока не приключились наяву, тоже казались чем-то из области научной фантастики».
СЕРГЕЙ СЫЧЁВ: «ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ БОНДАРЧУКА»
ЯРОСЛАВ ЗАБАЛУЕВ: «ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, ЧТО ИМ ПРЕДСТОИТ УВИДЕТЬ»Ставка Бондарчука на «обновление» сработала отлично, он сделал лучший фильм в своей карьере, при этом не уступающий большинству зарубежных аналогов практически ни в чём. Это, конечно, не интеллектуальное кино, как «Прибытие», и не эстетское, как «Обливион». И тем более не шаржевое, как «Марс атакует!», хотя Бондарчук публично признаётся в любви к этой картине. Бондарчук поступил иначе – снял картину о молодёжи и для молодёжи, которая не смотрела классические картины «День, когда остановилась Земля» и «Человек, который упал на Землю» (между тем, некоторые моменты в фильме Бондарчука – прямиком оттуда), зато хорошо знает и помнит «Район №9», малобюджетный sci-fi, с которым сравнивают и будут сравнивать «Притяжение». Но это только в той части, которая касается собственно пришельцев, тем более что авторы фильма прямо заявляют: сценарий был вдохновлён ксенофобскими беспорядками в Бирюлёво в 2013-м году, только приезжие гастарбайтеры были «заменены» на инопланетян. Бондарчук твёрдо держит это в уме, да и зритель, если он хоть что-то знает о фильме заранее, тоже в курсе и настроен на эту «волну». Но чтобы не быть просто публицистом, Бондарчук здесь очень активно использует известные шекспировские образы, среди которых основные – это, конечно, «Ромео и Джульетта», включая, например, линию Меркуцио, но здесь же можно найти аллюзии на «Кориолана» (герой Олега Меньшикова явно оттуда), «Отелло» (мотив ревности), «Венецианского купца» (см. знаменитый монолог Шейлока о цвете крови), «Макбета» (поднявшееся Чертаново), - вообще, шекспировские образы в «Притяжении» заслуживают отдельной работы, а мы добавим лишь, что во время просмотра некоторые зрители вспомнят ещё и сюжет «Антигоны», благо, повод для этого имеется. Так что с общей структурой сюжета у фильма всё почти безупречно».
ОЛЕГ ЗИНЦОВ: «С «РАЙОНОМ №9» У «ПРИТЯЖЕНИЯ» ОБЩИЙ ПАФОС»Авторы подробнейшим образом изучили молодежную субкультуру, и настолько достоверно старшие школьники на экране не выглядели давным-давно. Не говоря уже о том, что саундтрек картины, включающий песни «Грибов» и Скриптонита, вполне может и сам по себе стать хитом продаж в музыкальных приложениях».
Критики выползали из зала довольные и обсуждали «Притяжение» на редкость едино и благодушно, вспоминая пророческую фразу из фильма «Изображая жертву»: «Все русское кино в жопе, один Федя Бондарчук молодец». А и правда. Спецэффекты (студия Main Road Post) – как в Голливуде, но там бы на такое кино ухнули не меньше $50 млн, а у нас уложились в 400 млн руб. Удачная локация: Северное Чертаново – место узнаваемое и разнообразное, с нестандартными многоэтажками, тоннелями и мало где уже сохранившимися в Москве гаражами. Актеры Александр Петров, Евгений Сангаджиев и Никита Кукушкин органично изображают парней с окраины. Ручная камера (оператор Михаил Хасая) ловко шныряет за ними, придавая фантастическим обстоятельствам достоверность репортажа с места массовых беспорядков (Бондарчук признается, что для вдохновения смотрел-таки ролики из Бирюлева). Музыка Ивана Бурляева раздражает, зато саунд-дизайн – заслушаешься: над ним работал австралиец Дэйв Уайтхед, создавший звуковой мир «Района № 9», с которым у «Притяжения» общий антишовинистический пафос. Только «Притяжение» напоминает еще и советскую детскую фантастику – «Приключения Электроника», «Гостью из будущего»».
КОНСТАНТИН ШАВЛОВСКИЙ: «ГЛАВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О РОССИИ 2010-Х В НАШЕМ ЖАНРОВОМ КИНО»
Бондарчук снимает мир, который боится будущего и крайне враждебно к нему настроен. Мир, в котором бунтари без причины, молодые романтики за несколько минут превращаются в агрессивную толпу с битами в руках, скандирующую: «Это наша земля». Причем это мир совсем не картонных персонажей. Развитие характера главного героя, его метаморфоза — одно из самых интересных достижений «Притяжения», может быть, даже более интересное, чем безболезненная пересадка жанра фильма об инопланетном вторжении на российскую почву. Обаятельный и наглый хулиган всего за час экранного времени превращается в лидера неофашистского движения (и это не может не напоминать о том, как многие сторонники «сильной руки» на наших глазах всего за несколько лет превратились в правых популистов). Но при этом режиссер не спешит выставить ему однозначную моральную оценку (отчасти на похожей логике построена драматургия «Сталинграда», где немецкий капитан, сжигающий заживо людей, был показан человеком с историей, трагедией и судьбой). Режиссер объясняет выбор главного героя, но при этом убедительно показывает, что этот выбор — неверный. В недавно родившемся коммерческом российском кинематографе «Притяжение» выполняет, наверное, самую важную на сегодняшний день социальную задачу — это первый жанровый антифашистский фильм».