Неделю назад в Сети разгорелась заочная полемика представителей крупнейших и влиятельнейших участников рынка телекоммуникаций. Поводом для неё стало состоявшееся 30 августа заседание НКРСИ, на котором было утверждено очередное снижение ставок интерконнекта, как внутри страны, так и на МН-связь. Александр Животовский аргументировал необходимость снижать эти ставки. Пётр Чернышёв объяснял, почему нельзя снижать ставки терминации МН-трафика. А затем к ним присоединился руководитель пресс-службы Укртелеком Михаил Шуранов и обвинил компанию Киевстар в том, что на фоне снижения внутренних ставок интерконнекта она последовательно «задирает» стоимость звонков на номера фиксированной связи.
Мне всегда интересны такого рода склоки между участниками рынка. Только в ситуации реального конфликта можно выяснить действительные, а не декларативные позиции сторон, оценить силу и качество их аргументов. Как только дело доходит до денег и влияния, участники рынка сбрасывают маски и даже обычно пресная, ритуальная коммуникация первых лиц становится живой и выразительной. Сарказм, да.
Наибольший интерес в этой перепалке у меня вызвал сюжет с киевстаровскими тарифами на фиксированные номера. В данном случае имеет место очевидное противоречие между внешними предпосылками и фактической линией поведения крупнейшего игрока. Стало быть, есть некие обстоятельства, о которых компания предпочитает не распространяться. Выяснив их природу можно понять скрытые пружины, движущие и рынком в целом, и его отдельными игроками.
1 сентября все участники «большой тройки» представили свои обновлённые тарифы. Картина не изменилась — компания Киевстар в очередной раз проигнорировала возможность пересмотреть свои подходы к тарификации звонков на номера фиксированной связи, который уже третий год подряд выделяют её на фоне конкурентов. На сегодняшний день Киевстар — единственный оператор мобильной связи, который не просто выделяет в своих тарифах фиксированные сети, но явным образом дискриминирует их.
Стандартом де-факто уже несколько лет является единообразие тарифов на любые мобильные и фиксированные сети. Операторы пишут просто «Звонки на другие сети» и абонент понимает, что речь идёт и про других мобильных операторов, и про местную связь. Тарифы на межсетевые звонки также лежат в одном диапазоне и составляют 50-60 коп/мин. На этом фоне Киевстар поражает воображение, устанавливая для звонков на номера фиксированной связи тариф в 1,50 грн/мин. Именно такая ставка действует во всех актуальных тарифах для пользователей предоплаченных услуг и двух наиболее дешёвых (соответственно, популярных) контрактных тарифах. При этом для звонков на другие мобильные сети действует тариф в 60 коп/мин.
Стоит уточнить, что речь идёт о тарифах на услуги, которые предоставляются после исчерпания лимитных минут. Однако даже если прикинуть стоимость лимитных услуг, в случае Киевстар они всё равно существенно дороже. Мало того, в некоторых тарифных планах звонки на местные номер вообще не входят в предоплаченные пакеты услуг.
Тарифы операторов телекоммуникаций Украины. Указаны варианты, доступные для жителей г. Киева Для абонентов Укртелеком под тарифами на звонки абонентам фиксированных сетей нужно понимать междугородние звонки. Звонки на местные номера не ограничены.
Таблица содержит сведения об актуальных тарифах «большой тройки» и Укртелекома. Как видим, тарифная политика Киевстар радикально отличается от конкурентов. Неизбежен вопрос: какую цель преследует Киевстар? Против кого или чего ведёт она свой одинокий джихад? В поисках ответов на эти и другие вопросы я отправил в пресс-службу компании следующего содержания:
Чем руководствуется компания, выделяя в худшую сторону, т.е. делая дороже, тарифы на звонки абонентам фиксированных сетей?
Чем руководствуется компания, устанавливая эти тарифы в разы больше, нежели для звонков на мобильные номера?
При каких условиях компания готова выровнять тарифы для вызовов на мобильные и фиксированные сети?
Полученный мною ответ я бы назвал предельно обтекаемым и уклончивым. Судите сами:
Поскольку компания, очевидно, не готова пояснять логику своих поступков, попытаемся её воссоздать самостоятельно. Понятно, что абоненты компании не будут звонить по конским тарифам. Будут как-то изворачиваться, напрягаться, но звонить будут гораздо меньше. На обратный трафик, из сетей местной связи, наличие заградительных тарифов не повлияет. Видимо, таким образом компания улучшает свой платёжный баланс. Дискриминационные тарифы используются компанией для повышения своей маржинальности.«В Киевстар для звонков на фиксированные сети уже несколько лет действует одно из наиболее выгодных коммерческих предложений: пакет «30 минут на городские номера». В рамках данного предложения цена минуты — всего 35 копеек, со всеми налогами. Предложение доступно для подключений клиентам любых тарифных планов массового рынка. В большинстве контрактных тарифных планов звонки на фиксированные сети входят в квоту ежедневных/ежемесячных нетарифицируемых услуг. Кроме того, в ближайшее время будут запущены новые тарифные предложения Киевстар, которые расширят возможности клиентов, нуждающихся в звонках на номера фиксированной связи».
Неизбежен ещё один вопрос: каким образом Киевстару удаётся удерживать на максимальном для рынка, заградительном, по своей сути, уровне тарифы для вызовов на фиксированные сети? Почему не срабатывают рыночные механизмы?
Ответ хорошо известен: как оператор крупнейшей сети телефонной связи в стране — 26 миллионов абонентов против 5,4 млн. в сети Укртелекома, — Киевстар обладает т.н. существенной рыночной силой (SMP — Significant Market Power). Попросту говоря, компания может позволить себе искусственно создавать определённые дисбалансы без риска экономического ущерба. В рамках такой логики дискриминационные тарифы являются инструментом изъятия монопольной ренты.
В рамках этой же логики пытается действовать и Укртелеком. У его абонентов есть возможность выбирать из двух тарифов: с одинаковой стоимостью звонков на межгород и мобильные сети, немного подороже, и наиболее дешёвого, в котором звонки на мобильные сети дороже в несколько раз. Несмотря на статус крупнейшего оператора фиксированных сетей, абонбаза Укртелекома на порядок, т.е. примерно в десять раз меньше совокупной базы «большой тройки». Это означает, среди прочего, сопоставимый по масштабам дисбаланс исходящего и входящего трафика. В данном случае — не в пользу оператора.
Ключевой в контексте этих рассуждений факт — наличие у Киевстар существенной рыночной силы, — был установлен Антимонопольным Комитетом Украины летом 2016 года. По итогам рассмотрения ситуации с тарифами Киевстар на сети местной связи АМКУ принял решение рекомендовать оператору снизить эти тарифы до экономически обоснованного уровня.
Памятное решение АМКУ было принято 30 июня. На календаре — начало сентября. Киевстар явно даёт понять, что не собирается следовать рекомендациям антимонопольного ведомства. Эта ситуация напрямую затрагивает другой государственный орган — Национальную Комиссию по регулированию связи и информатизации. Планомерно снижая ставку интерконнекта для национальных операторов, Комиссия заявляет своей целью среди прочего прекращение практики «замыкания» голосовых вызовов внутри своих сетей. Мол, чем ниже будет ставка интерконнекта, тем меньшими будут и тарифы. Однако крупнейший участник рынка убедительно демонстрирует, что в эти рассуждения вкралась ошибка. На рынке с ограниченной конкуренцией эта логика не обязательно срабатывает
http://mediasat.info/2016/09/06/tarifnye-paradoksy/